Среда
21.10.2020
08:09
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
RSS
 
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 7
Главная Мой профиль Регистрация ВыходВход
Консультация ля родителей »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь детей четвертого года жизни.

К трем годам произносительная сторона речи детей еще недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением согласных.

Следует отметить, что к трем годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме [р] и шипящих, или даже все звуки. У некоторых детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи. Например, ребенок заменяет шипящие и свистящие на [т] и [д] (санки – танки). Наблюдается также неправильное формирование отдельных звуков (межзубное, призубное, боковое произношение свистящих). Речь некоторых детей крайне неразборчива, а отдельные малыши не говорят совсем.

К трем годам происходит интенсивное увеличение словаря. В своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи, овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка: усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов, начинает согласовывать прилагательные с существительными, использует простые предложения, бессоюзные сложносочиненные предложения. Одновременно с развитием словаря развивается мышление, память, воображение ребенка.

С детьми четвертого года жизни воспитатели проводят работу по уточнению и закреплению правильного произношения следующих групп звуков: [М], [П], [Б], [Т], [Д], [Н], [К], [Г], [Х], [Й], [Ф], [В], [С], [З], [Ц]; учат четко и внятно произносить фразы, развивают слуховое внимание детей. Уточнение и закрепление правильного звукопроизношения звуков взрослый осуществляет, предлагая ребенку отчётливо называть игрушки, животных, предметы, изображенные на рисунках в книгах, а также в процессе повторения чистоговорок, заучивания загадок, потешек, считалок,cтихотворений, насыщенных определенными звуками. Развитию слухового внимания и речевого слуха способствуют стихи типа небылиц, перевертышей, загадок.

Для постановки речевого дыхания используются игры на развитие плавности и продолжительности выдоха (дутье на разноцветные вертушки, через соломинку в стакан с водой, надувание воздушных шаров, пускание мыльных пузырей, игра на духовых инструментах.

Развитие силы голосового аппарата осуществляется при чтении чистоговорок, считалок с различной силой голоса (тихо–громко). В качестве подготовительного упражнения для развития, выработки нужного темпа можно предложить ребенку произносить строчки из народных потешек с различной скоростью.

Речь детей пятого года жизни.

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, ребенок способен до конца выслушивать ответы взрослых. Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) дает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста много прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов, отражающих временные и пространственные отношения; начинает появляться притяжательные прилагательные.

Всё шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи). Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений приводит к тому, что дети начинают чаще допускать речевые ошибки («хочут» вместо «хотят»), не согласовывают слова, допускают ошибки в структуре предложений. В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Однако многие всё ещё не могут без помощи взрослого связно, последовательно и точно пересказать сказку, рассказ.

Большинство детей к пяти годам усваивает и правильно произносит шипящие звуки, [Л], [Р], [РЬ]; отчетливо произносит многосложные слова, правильно ставит ударение. Но у некоторых детей ещё неустойчиво произношение свистящих и шипящих (в одних случаях правильно, в других нет), неотчётливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых.

Достаточно развитый речевой слух даёт ребенку возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкость голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Возможности детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяются. Дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности. У ребенка удлиняется выдох. На данном возрастном этапе закрепление звуков осуществляется в такой последовательности: [С], [З], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л], [Р].

Игры и упражнения для детей от 4 до 5 лет направлены как на формирование правильного произношения, так и развития фонематического слуха-умения слышать и узнавать звук в составе слова, выделять его из группы других звуков. Примерные игры и упражнения: «Поезд», «Надуем мяч», «Оркестр», «Карнавал», «Ветер и волны» и другие.

Речь детей шестого года жизни

На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные, пространственные, возрастные отношения. Имея достаточно развитую речь, ребенок пытается, рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. При описании предметов и явлений он делает попытки передать своё эмоциональное отношение. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребенка появляется и более критичное отношение к речи сверстников.

Обогащение и расширение словаря осуществляется за счет названий частей, деталей, предметов, а также за счет овладения навыками словообразования (с помощью приставок, суффиксов). К концу шестого года ребенок более тонко дифференцирует собирательные существительные (не просто «животные», а «дикие» и «домашние»). Дети используют отвлеченные существительные, прилагательные и глаголы. Хорошей проверкой и показателем полноценного овладения словарем является умение подбирать антонимы (длинный - короткий, высокий – низкий и т.д.); синонимы (ходить – идти – топать – вышагивать); определения (дождь холодный, сильный, грибной, мелкий). В рассказах детей наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов (между –в середине).

За год словарь увеличивается примерно на 1000 – 1200 слов. На шестом году дети пользуются достаточно свободно многими грамматическими категориями. Например, чаще, чем прежде употребляется правильно родительный падеж множественного числа (окон, карандашей, ламп); легче образуются новые слова (учит – учитель, железо – железный, ходить – выходить –переходить - обходить).

В диалоге с кем-то ребенок использует как краткие, так и развернутые ответы. Совершенствуется монолог. К данному возрасту мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей ещё только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, [Л], [Р], [РЬ]. С их усвоением дети начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.

Речь детей седьмого года жизни.

При рассказывании ребенок стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов. Ребенок шире пользуется, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, качество их работы, использует эти слова в своей игре. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова, пользоваться эпитетами (золотая осень), понимает и использует в своей речи слова с переносным значением; умеет подбирать синонимы. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений. У ребенка складываются представления о многозначности слов. Он все чаще пользуется сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты.

На седьмом году жизни речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях отмечается четкость и завершенность изложения.

Произносительная сторона речи достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка. Многие дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие (умеют различать звуки сходные по артикуляторным или акустическим признакам); владеют навыками звуко – слогового анализа.

 

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz